Люди своего дела: Дмитрий Гураков

Как сделать малый бизнес успешным?

Каждый человек рано или поздно задумывается о «своем деле». Для многих оно так и остается «прожектом», некоторые начинают, но не доводят его до конца, и только единицы достигают заветной цели — создают собственный бизнес.

Основатель компании «Стеклярус» Дмитрий Гураков рассказал, как построить прочный бизнес на «стекле».

Был ли у вас опыт ведения бизнеса до компании «Стеклярус»?

Нет. В свое время я закончил красноярский политех по специальности «робототехника и автоматизированные комплексы», но, как часто бывает, работу по профессии найти не смог. Одно время трудился в бригаде ремонтников на ТЭЦ-2, работал начальником ремонтной смены на МПАТП-5. Непосредственно перед уходом в собственный бизнес работал водителем в «Сибирской стекольной компании». Это самое крупное за Уралом стекольное предприятие, и, работая там, я понял, что стекло — это очень востребованный продукт.

Отсюда и возникла идея собственного стекольного бизнеса?

Именно так. Я обратил внимание, что компания «ССК» — это гигантское предприятие, которое работает только с крупными оптовыми заказчиками. И подумал, почему бы не открыть фирму, которая обслуживала бы частных клиентов и небольшие компании. Тем более, что эта ниша в Красноярске была тогда практически пуста. К тому же, хоть мне и нравилась моя тогдашняя работа, было желание зарабатывать больше — в то время я уже был женат, у меня родился ребенок.

С чего вы начали, и какие сложности были на старте?

Начал с самого простого — резки стекла по размерам заказчика. Помню, первым нашим заказом было стекло для оконной форточки, а всё предприятие тогда размещалось в небольшом гараже. Но, как я и рассчитывал, наш товар и услуги оказались востребованы, постепенно объем заказов и количество клиентов у нас увеличивались. Со временем мы стали резать стекло не только для окон, но и для мебели и других изделий, потом освоили первичные виды обработки, сверление стекла. А через несколько лет «добрались» и до художественной обработки, в частности, освоили технологию «фьюзинг» — вплавление цветных стекол. На тот момент это оказалось очень востребованным — в Красноярске начали массово открываться кафе, рестораны и другие заведения, которым требовался индивидуальный дизайн. И наша продукция, что называется, пришлась ко двору. Тогда же мы начали производство витражей и мебели из стекла. Что касается сложностей, то большой проблемой было купить оборудование. Его просто не было, даже вездесущие китайцы еще не вышли на рынок. В итоге, первый станок для обработки кромки стекла мы купили в Екатеринбурге — у таких же, как мы, начинающих предпринимателей, которые только осваивали выпуск станков. Нашли их в интернете. К слову, их оборудование оказалось очень надежным и работает до сих пор. Сейчас в нем уже нет необходимости, у нас есть более современная техника, но выбросить тот первый станок рука не поднимается. Потом купили сверлильный станок — это уже было импортное, чешское, оборудование. А дальше проблем уже не возникало — рынок постепенно наполнился техникой различных производителей.

Какую сумму вы вложили в бизнес, и были ли трудности с привлечением инвестиций?

Точную сумму я уже и не помню, но для того, чтобы приобрести первичный материал и инструменты, я продал свою машину. Относительно дальнейших вложений — мы долгие годы развивались только на собственные оборотные средства, и лишь несколько лет назад впервые прибегли к кредитованию. Точнее говоря, приобрели оборудование в лизинг. Кроме того, не так давно мы начали сотрудничать с Красноярским региональным агентством поддержки малого и среднего бизнеса, которое уже дважды предоставило нам заёмные средства на развитие бизнеса.

Почему обратились именно в агентство?

Агентство предоставило нам займы под небольшой процент. Специалисты агентства сами помогают оформить всю необходимую документацию правильно и быстро. Ну, и в целом отношение к предпринимателям там очень доброжелательное, ощущается реальное желание сотрудников оказать поддержку.

Как долго ваш бизнес выходил на окупаемость и доходность?

Вы знаете, когда я начинал свое дело, то не оперировал такими понятиями, как «бизнес-проект», «инвестиции», «окупаемость» и т. п. Передо мной стояла задача заработать деньги, и я делал для этого соответствующие шаги. Поэтому о каких-то сроках окупаемости говорить не приходится, бизнес сразу был направлен на то, чтобы получать доход здесь и сейчас.

Сколько человек сегодня задействовано в вашем бизнесе? Каких специальностей и квалификаций?

На данный момент в нашем коллективе около 20 человек. Часть из них задействованы на производстве, которое расположено за городом — это резчики, обработчики стекла, профильщики. В Красноярске, в нашей художественной мастерской «Стеклярус», которая одновременно является выставочным залом, работают менеджеры и художники. Их задача — принять заказчика, выяснить, что ему нужно, создать эскиз изделия и затем «спустить» заказ непосредственно на производство для изготовления. Кроме того, у нас есть сотрудники, которые занимаются доставкой и монтажом изделий. В целом, коллектив у нас устоявшийся, люди работают уже по много лет. Даже если посмотреть на новогодние фотографии коллектива, можно заметить, что из года в год на них в большинстве все те же лица.

Насколько высока сейчас конкуренция в вашем сегменте?

Конкуренция очень велика. Но плохо не это, а то, что большинство наших конкурентов работают «в черную». К сожалению, именно на нашем рынке очень много нелегалов, мелких незарегистрированных частников. По цене нам с ними бороться сложно, поскольку мы работаем официально, платим налоги, делаем отчисления в Пенсионный фонд и т. д. Соответственно, наша продукция выходит дороже.

С другой стороны, именно то, что мы работаем честно, привлекает к нам клиентов. Люди знают, что у нас трудятся квалифицированные сотрудники с большим опытом, что мы даем гарантию на наши изделия, плюс — выполняем работы комплексно. Помогает, конечно, и имя —мастерская «Стеклярус» у многих на слуху, все-таки уже почти 20 лет на рынке.

Каковы ваши дальнейшие планы по развитию бизнеса?

Сейчас довольно сложно строить планы. К сожалению, кризис подкосил многих наших крупных заказчиков, в частности, производителей мебели. Естественно, на нас это тоже отразилось в виде сокращения объемов производства и продаж. Но мы ни в коем случае от наших планов не отступаем, просто, по всей видимости, придется несколько отложить их реализацию. К примеру, мы планируем купить новый станок для печати на стекле, а также обновить оборудование для обработки кромки стекла. Кроме того, в наших планах освоить технологию художественного триплекса — когда между слоями стекла размещают пленку с изображением. Сегодня есть спрос на такую продукцию. В общем, идей много, надо только переждать нынешнюю ситуацию.

Алексей Хитров, NEWSLAB